Страх перед экзаменом вполне закономерное явление. Если вы чувствуете ответственность за событие, вы будете испытывать волнение. А это значит, что полностью исключить страх в такой ситуации нельзя и не нужно.

Нормальный уровень переживания за исход значимого события способствует мобилизации организма на качественное выполнения требуемых операций: активизируются все необходимые психические функции, фокусируется внимание.

Однако существуют ситуации, когда уровень страха значительно возрастает и служит контрпродуктивным явлением тормозящим деятельность, а в некоторых ситуациях является единственным отрицательным фактором кардинально влияющим на исход события.

Что делать?

Основной способ побороть страх это поменять свое отношение к событию. Сделать это можно разными способами.

1) «Осмыслить». Найти положительный «успокаивающий» смысл

Во-первых: индивидуально, путем углубления осознания действительной важности предстоящего события, сил и способностей конкретного человека и учета влияния случайных, не зависящих от человека факторов на исход события, за которые человек не несет ответственности. Если осознание выполнено правильно, то уровень страха заметно снижается.

Во-вторых: с помощью человека имеющего положительный опыт подобной деятельности. Можно побеседовать на тему переживаний с человеком имеющим опыт выполнения новой для вас деятельности или события. Здесь очень важно выбрать нужного человека, который вас понимает и которому вы доверяете. Оценить сказанное ими и сопоставить со своими суждениями, желательно в диалоге. Либо наоборот спросить большое количество людей и избрать для себя убедительный способ разрешения. Так же можно комбинировать данный способ с первым, дорабатывая адекватное отношение к предстоящему событию индивидуально.

2) «Разведать боем». Приобрести опыт проживания подобных ситуаций

Можно смоделировать событие самому, либо привлечь участников дополнительно. Например, провести пробный экзамен. При таком способе борьбы в результате нескольких повторений у человека вырабатывается сопротивление экзаменационному стрессу, наблюдается снижение тревоги и человек учится навыкам использования нормального уровня стресса для мобилизации ресурсов и повышения эффективности деятельности. Так же спадает страх и перед начальной неопределенностью в предстоящей деятельности, на преодоление которого без опыта может уйти время, которое является ценным ресурсом во время сдачи экзамена.

3) «Отвлечься и расслабиться»

Непосредственно перед экзаменом полезно отвлечься от трудовой деятельности для того, чтобы дать организму мобилизовать силы под предстоящий экзамен.

Можно прислушаться к организму, задав вопрос: какой вид деятельности наиболее расслабит и отвлечет. Очень эффективным для отдыха и отвлечения является комбинирование умственной деятельности с физической. Поэтому можно, например, за день до экзамена поиграть в подвижные игры или немного поплавать в бассейне, после чего расслабится и в свободной незанятой форме провести время. Можно просто прогуляться на свежем воздухе. Но поскольку основная цель – экзамен, не стоит себя перегружать и физической деятельностью, дабы не устать. Потому что в случае усталости, часть энергии организм будет тратить на восстановление сил. Возникает риск неэффективного использования ресурсов организма в самый ответственный промежуток времени, а этого следует избегать.

4) «Устал – лучше отдохни»

Еще одним элементом усиливающим страх перед экзаменом, может явится банальная усталость нервной системы(переутомление). Особенно в моменты, когда до этого все было нормально и вдруг начался приступ страха.

Здесь следует минимизировать любую деятельность. Очень аккуратно без рвения воспользоваться какими-либо техниками изложенными выше, попить травяной чай (пустырник или мяту) и лечь спать.

5) «Правильно настроиться»

Последним очень важным моментом, который я выделю для рассмотрения является внутренний настрой, установка на предстоящую деятельность. Внутренняя подготовка себя к предстоящему событию неимоверна важна и прямым образом влияет на исход деятельности. Она служит катализатором мобилизации организма, борет ненужный страх и настраивает именно тебя на эффективность в важной деятельности.

При правильном осознании ситуации (пункт 1) организм начнет это делать самопроизвольно. Это постепенно нарастающее чувство концентрации не следует сбивать, но не следует и слишком усиливать. При чрезмерном усилении этого чувства или специальном поддержании его достаточно интенсивным на протяжении длительного времени, может возникнуть эффект «перегорания». Организм устает от такой неадекватной настройки, и «руки опускаются». Это полезное чувство нужно осознать и контролировать, научится им гармонично совладать. Субъективно это чувство может переживаться по разному, но спутать его с чем то другим сложно. Переживается так, как будто часть твоего фокуса внимания всегда направлена вовнутрь, ты уже не можешь быть полностью включенным в какую-то другую деятельность, особенно эмоционально. Ты занят делом – ты настраиваешься.

Часто другие люди это чувствуют и не мешают этому процессу, иногда даже поддерживают, осознавая вместе с вами важность предстоящего события и данного процесса. Особо чуткие и опытные люди, когда чувствуют недостаток этого чувства у товарища, разжигают его в нем или наоборот разбавляют при неадекватности этого чувства ситуации.

Всеми пятью моментами можно пользоваться вместе, можно поразнь. Главное, чтобы все практические советы гармонично включались в вашу жизнедеятельность.

Я убежден, если правильно воспользоваться предложенными советами, можно заметно повысить эффективность вашего функционирования в предстоящем экзамене и ощутимо повысить шансы его успешной сдачи. Не бойтесь! Желаю удачи!

 

Добавить комментарий