Жесткая технологизация в педагогике ведет к однозначному определению промежуточных целей обучения, вследствие чего теряется поисковая составляющая. Теехнологичное обучение минимизирует участие человека в обучении и способствует исключению полноценного взаимодействия педагога с учащимися. Педагог выступает здесь в роли оператора. Тем самым не происходит развитие тех личностных качеств и навыков, которые вырабатываются только в «живом» взаимодействии с педагогом и другими учащимися.

Между тем творческий поиск как основа личностного участия в педагогическом процессе является необходимым фактором для полноценного развития. Такого рода личностное участие способствует включению в учебную деятельность собственного личного опыта, развитию самоорганизации, творческого и критического мышления, мотивации, подогреву интереса к деятельности, глубокому усвоению дисциплин, выработке ценностно-ориентированных личностных качеств и умение отстоять свой взгляд.

Форма отхода от технологизации может быть самой разнообразной. Например: обучение как исследование, как живая дискуссия, как игра, взаимное обучение.

В поисковом обучении четко фиксированы только основные общие цели. Промежуточные же не поддаются однозначной фиксации. В самом деле поскольку одним из основных видов деятельности является творческий поиск, который невозможно точно описать в силу иррациональности и индивидуальных различий учащихся. Учащийся получает свободу в выборе способов решения проблем и задач, которые ставит перед ним педагогический процесс.

Поэтому при таком способе обучения предъявляются повышенные требования к организации педагогического процесса и диагностике результатов. Это в свою очередь усиливает требования к профессионализму педагога и его личностной предрасположенности к творческой педагогической деятельности. Степень личностного участия в таком взаимодействии усиливается, что требует затрат дополнительных ресурсов от педагога, даже при наличии личностной предрасположенности.

В своей практике я стараюсь включить основные черты обоих подходов. На мой взгляд оба подхода в процессе педагогической деятельности не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Такой симбиоз возможен при органичном включении технологичного и поискового обучения в разнообразную учебную деятельность в зависимости от специфики изучаемого материала и личностных особенностей педагога и учащихся.

По мере успешности внедрения того или иного элемента из всего многообразия методик, педагогу получается организовать специальный подход, усиливающий эффективность конкретного педагога. Такая индивидуальная палитра методик, проверенных во взаимодействии с учениками, позволяет раскрыть весь потенциал педагогических умений и способностей, т.е. найти себя в профессии (определиться с подходом). Вследствие чего, это позволяет  максимально эффективно организовать педагогический процесс.

Добавить комментарий