Когда возникает необходимость обратиться к репетитору встает вопрос — что он даст? Иногда возникает ситуация в которой влияние и вклад репетитора в образование недооценивается, отдавая предпочтение самостоятельной подготовке и школьным учителям, иногда же на оборот от репетитора ждут больше, чем может дать даже высококвалифицированный специалист в данных условиях.

Причины по которым люди отдают предпочтение тому или иному варианту в большинстве своем известны. Недооценивание репетиторства и дополнительного образования вообще, скорее всего, вызвана неосведомленностью родителей о требованиях предъявляемых к выпускнику на государственном экзамене, или же недоверием к дополнительному образованию, как к эффективной отрасли вообще, или, иногда, неосведомленностью о качестве преподаваемого предмета в школе, нужного впоследствии в ВУЗе. Что, скорее всего, так же является результатом недостатка опыта и осведомленности о ситуации современного образования.

Переоценивание же возможностей репетитора является, на мой взгляд, следствием либо переоценивания трудового эквивалента затраченным на услугу финансам (Надо заметить, что стоимость иногда действительно неадекватно высока по отношению к сделанной работе, но и заниженная цена по отношению к средней рыночной стоимости тоже чревата, поскольку страдает качество предъявляемых услуг ), либо неосведомленности о способе построения отношений между нанятым педагогом и учащимся.

Понятно, что способ построения отношений индивидуален, но все же можно попытаться определить основные черты присущие любому квалифицированному подходу в репетиторстве.

Сразу оговорюсь, что ниже я приведу проблемные случаи, то есть то, что НЕ делает репетитор, но от него зачастую ждут. О самом же подходе — о том, что репетитор делает, существуют другие статьи в этом же разделе.

  • Репетитор, в первую очередь, оказывает услугу по обучению в соответствующих целях, оговоренных с клиентом.
  • Любое обучающее взаимодействие предполагает участие не менее двух субъектов: обучающего и обучаемого. Именно участие, как осознанное решение каждого, за которое каждый субъект несет свою долю ответственности перед совместным трудом. И несмотря на то, что ответственность за конечный результат на педагоге, возможность одностороннего отказа со стороны учащегося остается по факту наличия у него собственной воли. Вступление в такое взаимодействие, как и в любое другое — это всегда волевое решение, такое же как и отказ. ПОЭТОМУ…
  • Репетитор, не смотря на присущие черты педагогического взаимодействия в репетиторстве, не воспитует ученика, кроме как непосредственным процессом взаимодействия в рамках изучаемого предмета. Это не его задача, да и к тому же палитра воспитательных воздействий ограничена по факту существования самой формы обучающего взаимодействия, в отличие от, например, родительской.
  • Репетитор мотивирует ученика, разжигает в нем интерес к предмету, к научному познанию к развитию интеллекта вообще, может даже послужить толчком к развитию интересов в науке и т.д.(подробнее об этом можно посмотреть в соответствующих статьях), НО … При одностороннем отказе работать со стороны ученика, все что остается сделать репетитору это доложить об этом родителям и шансы на возобновление работы с каждым таким случаем, как показывает практика, к сожалению, падают. Такие случае редки, но они бывают, от этого никуда не деться, все мы живые люди. В этом случае ответственность за понимание учащимся своего ориентира в жизни, того чем он занимается и зачем, т.е. осознанность и самоопределение ложится на плечи родителей и, частично, на самого учащегося. Конечно по Вашей просьбе с удовольствием дам совет и кину ссылку на мои работы в этой сфере. Не стоит, конечно, сильно переживать потому что, как правило, здесь катастрофы на пустом месте не рождаются
  • При психологической/психической деформированности ученика(я имею ввиду поведенчесские расстройства, ярко выраженные акцентуации характера, тяжелое девиантное поведение и т.д.), достаточной для нарушения процесса преподавания, репетитор не дает гарантию эффективного обучения, поскольку это просто невозможно в данных обстоятельствах и в особых случаях требует специалистов работающих в других известных направлениях.
  • Репетитор, в отличии от родителей, не «читает мораль», «не учит жизни», не заставляет с помощью психологического давления, не работает в условиях некомфортных для совместной работы психически здорового ученика и квалифицированного специалиста.
  • Практикуется и поощряется нормальное «здоровое» взаимодействие с родителями в целях создания целостности воспитательной среды.
  • В завершении хотелось бы напомнить,что это в первую очередь Ваши дети, специалист всегда является дополнением к основному воспитанию, поскольку перейдя эту грань он растворяет необходимый каркас репетиторского/педагогического взаимодействия. Конечно, не все так механически жестко и просто, каждый стоящий педагог это должен понимать и взаимодействовать как с родителями, так и с учащимся, но все таки и родители должны отдавать отчет в том, что основная работа по воспитанию это не к репетитору.

Вот, например, ситуация:

ребенок приходит на занятия, с явными сложностями в коммуникации и поведении, кричит, демонстративно и свысока делает вид, что ему то сильно скучно, то вдруг при небольшом успехе действительно становиться неимоверно интересно, грубо перебивает во время рассказа, психует не смотря на отсутствие явных раздражителей, кроме как процесса решения задач. При попытке взаимодействия с родителем, родитель натаивает о так называемом «жестком и строгом методе» по отношению к выполнению домашнего задания, ну и самого процесса взаимодействия. На получение однозначного отказа со стороны репетитора в применении такой практики реагирует лояльно. Но ответственность при этом за, якобы, «недоэффективную» работу требует с репетитора.

В данной ситуации возможно дожать предложенным методом, и каким то образом построить явно уже не педагогическое взаимодействие с учащимся. Но ничего такого никакой нормальный педагог/репетитор никогда не допустит. Это превышает все этические нормы, подрывает профессиональные устои сложившиеся в традиции педагогического мастерства со времен его образования (еще до н.э.). Многотысячелетний опыт показывает что это — недопустимо при правильном построении обучающего процесса.

Жесткий метод здесь не работает! Это все временно… И эффективность кажущаяся и только первое время. А дальше без здоровой мотивации и правильно построенного обучающего процесса не будут задействованы правильные механизмы психики, в том числе никакие процессы по повышению мотивации, развитию воли и необходимых для дальнейшей учебы навыков и неизбежно эффективность упадет. Человек не машина — он устроен иначе. В разумных пределах жесткие меры в правильном воспитании должны сводится к минимуму. Эти факты опытные, о причинах их можно сложить представление посмотрев видео на темы организации педагогического процесса, мотивации, особенностей подросткового возраста и т.д., и открыв любую книгу по педагогике (если кому интересно, пишите — скину ссылки, скажу авторов). В каждом из них будет аргумент защищающий постоянно обогащающуюся палитру методик педагогического взаимодействия со всего мира.

Такие радикальные «новшества» и требования зачастую исходят от людей также страдающих поведенческими расстройствами и пытающихся переложить свои мировоззренческие нормы, сформировавшиеся в опыте такого негармоничного отношения с миром, на детей и советуя методы, кажущиеся им эффективными, педагогам. Но подход у невротика узок, эффективность кажущаяся, поверхностная и не подходящая для воспитания. В каком-то смысле она лишь успокаивает родителя, проблема же продолжает оставаться, а то и прогрессировать.

Известный факт из психологии о том, что человек с расстройством в семье, в результате постоянного взаимодействия с ее членами обязательно существует с ним не один. Поскольку дисгармонизация одного члена семьи ведет к дисгармонизации личности другого ее члена и, как следствие, наблюдается дисгармонизация отношений в семье в целом. Что дает возможность такой семье существовать вместе и не распасться в результате неизбежных конфликтов — так называемая «невротическая семья». Поскольку если она не произойдет, то человека с неврозом скорее всего нормальная семья либо не примет, либо скорректирует и отношения выровняются. Поэтому, к сожалению, и с родителями репетитору разговаривать иногда просто бессмысленно, это факт. В этом случае советую обратиться к психологу восстановить личность, отношения в семье, ценности в жизни и прожить жизнь счастливее, не мучаясь в конфликтах самим и уж тем более — не мучая детей. Помните! Серьезные ошибки в воспитании и травмы полученные на ранних стадиях формирования человека, т.е. в детстве, преследуют его всю жизнь.

Единственно чем можно спасти такую ситуацию, без привлечения специалиста в психологии — рискнув. Все-таки не отказываться, а, если позволит ситуация с родителями, попробовать даже с небольшой начальной эффективностью поработать с учеником, делая акцент на когнитивных навыках и постепенно вовлекая в процесс обучения выйти на какой-то уже ощутимый результат по эффективности. Но это всегда риск и самоотверженность со стороны преподавателя, ставящего под угрозу свое психологическое здоровье, бросающего вызов не только репетиторству, но и самой гармонизации личности. Чему отчасти может помочь как раз подростковое стремление к самостоятельности. Ну и т.д. Иногда это получается…

Воспитывайте детей правильно и не бойтесь обращаться к специалистам!

Мои актуальные видео:

Добавить комментарий