Где, когда, и в каких случаях эффективно репетиторство группой?

Начнем с того, что каждая форма взаимодействия имеет свои особенности из которых вытекают определенные преимущества и ограничения применимости формы.

Человек существо социальное, поэтому находясь в небольшом коллективе при нормальных коммуникативных способностях и правильном построении процесса любое взаимодействие получается более активным, более «живым». Задействованы и вовлечены дополнительные психические процессы,  которые при индивидуальном взаимодействии уходят на второй план. А также «разжигаются», т.е. становятся в коллективе более интенсивными, те процессы, которые были активны и раньше. Один из самых ярких — это стремление к общему темпу обучения. Активизируется главным образом мотивация, которой теперь больше, чем без коллектива. Кроме психической активности наблюдается повышение интенсивности взаимодействия за счет включения «нового взгляда» со стороны других учеников, что закрепляет материал и позволяет понять его глубже (в том числе за счет вопросов других учеников, которые могут не возникнуть у самого).

Также сложившийся общий темп не позволяет выпасть или заскучать, а наоборот пробуждает и «держит в тонусе» всех участников. Также необходимо отметить стимуляцию выполнения домашнего задания в таком случае, поскольку психологическая обстановка выстраивается таким образом, что побуждает по крайней мере быть не хуже других. Кроме того, развивается культура общения и взаимодействия в коллективе, необходимая как при обучении, так и в дальнейшем. Правильно строить диалог, монолог, аргументировать высказывания, умение высказывать мнение в коллективе и т.д.

Поэтому, в случае нормально развитых когнитивных и социально-коммуникативных способностей, достаточных для того чтобы работать в группе, и количестве участников группы не более 3 человек, эффективность только возрастает. Если же количество группы больше, то вышесказанная стимуляция, не отставать от коллектива, обращается наоборот в ширму, за которой можно спрятаться(«меня долго спрашивать не будут — нас же много»).

Не страдает ли эффективность по сравнению с индивидуальной формой?

Индивидуальная форма необходима тогда, когда имеются ярко выраженные индивидуальные отличия, затрудняющие обучение. Например: нарушение коммуникативных навыков, ослабление мотивации к предмету и любые другие случаи, когда небольшая группа может только навредить. В остальных же случаях такая группа, плюс к тому, что занятие остается индивидуальным по способу изложения, задействуются и «коллективные стимуляторы», еще более активизирующие психику, повышая эффективность и когнитивно-эмоциональную «плотность» занятия.

Так что наоборот!

Также немного увеличивается психологическая дистанция, которая тоже в нормальном обучающем процессе служит тонизирующим фактором. Повышающим именно эффективность обучения, еще более убирая фокус с педагога на тренер-партнера. И за счет небольшого числа участников группы, не теряя при этом из виду и педагогическую составляющую.

Почему же тогда у родителей часто возникает недоверие к групповым занятиям?

Скорее всего, это связано с тем, что сравнивая эти две формы взаимодействия возникает ощущение что в группе педагог уделяет меньше внимания. Нужно просто определиться, что хотят получить родители из взаимодействия. Если дети, со сложностями в коммуникации, то оставить его без внимания хотя-бы ненадолго уже затруднительно, таким детям группа противопоказана. Но если с этим все нормально, то излишнее внимание расслабляет ученика, как бы не старался педагог держать ученика в тонусе. У него возникает ощущение, что все возможно — но это вместе с репетитором. В коллективе же жестче выдерживается форма учитель-ученик, а соответственно и эффективность в этом направлении увеличивается.

Конечно, возникает и такая ситуация, когда ребенок чувствует себя неуверенно при внимании к нему, т.е. в индивидуальной форме. Тут уже нужно решать, что важнее для Вас в данной ситуации: если хотите развить ребенка, то индивидуально, чтобы проработать эту скованность и улучшить интеллектуальные и коммуникативные навыки. Если важен только результат обучения — это группа. Поскольку в ней ребенок будет чувствовать себя комфортно еще и со всей силы стараться слушать, понимать и выполнять домашку, чтобы вдруг не выглядеть «в плохом свете».

В заключении хотелось бы сказать, что перед обращением к репетитору желательно сформировать представление о целях обращения. Индивидуальна форма дает больше возможностей в педагогическом воздействии, но менее эффективна по сравнению с группой в обучающем. Коллективное же взаимодействие жестче выдерживает форму взаимоотношений учитель-ученик и активнее стимулирует обучение, частично ограничивая палитру педагогического взаимодействия.

Помните! Выбор правильной формы взаимодействия может значительно улучшить эффективность работы по достижению поставленной Вами цели.

 

Добавить комментарий