О мотивации вообще

Мотивационный компонент любой деятельности служит для наполнения этой деятельности интересом, делает деятельность желанной, в противовес нежеланной тягостной деятельности может значительно повысить вероятность успешного ее осуществления. Тем самым, даже сложная многогранная деятельность, такая, как обучение,  не всегда тягостна и угнетает.

Если обучению соответствует достаточная мотивация, то даже тяжелая работа, становясь желанной, становится в каком то смысле «легкой». Имеется ввиду «легкость» в преодолении волевого напряжения для ее осуществления. Известная «легкость» появляется, главным образом, вследствие развития мотивационного и волевого компонентов обучения. Развитие мотивации разжигает желание, развитие воли — облегчает выполнение последующих задач.

Если пытаться развивать мотивацию без развития воли, желание быстро иссякнет, поскольку, рано или поздно, для осуществления полноценного обучения придется прикладывать усилия. Ведь, как бы мы не подстраивали программу под нас, она все равно своя. Это свои законы, свой мир, своеобразный поток информации, который ученые всего мира постоянно развивают и совершенствуют. Поэтому развивать только мотивацию с целью подготовиться к ЕГЭ со временем не принесет особого результата. Желание разобьется об эту информацию быстрее, чем разовьется воля, достаточная к ее освоению.

Феаско ожидаемо и в обратном случае — если пытаться развивать волю через обучение без учета мотивации. Обучение всегда будет сопровождаться сильным волевым напряжением, которое в своей чрезмерности и является угнетающим.

К вопросу мотивации нужно подходить комплексно, выстраивая правильно весь процесс подготовки, учитывая, в том числе, и волевой компонент. Так как воля и мотивация теснейшим образом взаимодействуют в процессе деятельности, влияя друг на друга и друг друга обуславливая .

Мотивация развивается в процессе правильно выстроенного обучения как результат деятельности и служит для поддержания ее в тонусе.

Основные ориентиры по развитию мотивации в процессе подготовки к ЕГЭ

Хорошим мотиватором особенно в начале деятельности служит осознание и конкретизация цели, понимание конечного смысла деятельности, в частности подготовки к ЕГЭ.

1. Мотивация целью

Отправной точкой для подготовки может стать отчетливое представление цели подготовки к ЕГЭ. Глубокое осмысление деятельности служит одним из самых мощных источников мотивации.

— Задайте себе вопрос: для чего мне надо сдать экзамен? Если же вы не знаете ответ на этот вопрос, задайтесь более глобальным вопросом: зачем мне получать образование? Если не знаете ответ и на него, то еще более глобальным — зачем люди обучаются в принципе? И т.д., пока не найдете для себя ответ. Затем спускайтесь вниз к вопросу для чего мне этот экзамен?

— Затем можно представить или, лучше, выписать на бумагу приобретения по окончании всей предстоящей работы: какую пользу для себя я получу, сделая данную работу, насколько я стану лучше, насколько мне это полезно, какие навыки у меня разовьются в результате, и где мне это может пригодится в жизни, насколько то, что я сделаю поможет другим, например, близким мне людям?

Если вы не можете найти ответы на большинство перечисленных вопросов, можно посоветоваться с близкими вам людьми, которым вы доверяете и считаете, что они знают предмет разговора лучше. Эти люди могут быть более осведомлены в силу жизненного опыта и смогут помочь вам разобраться в себе. Расскажут для чего, в принципе, люди сдают экзамены, и для чего именно этот экзамен нужен именно вам.

Например, многие школьники убеждены, что знания математики, физики и других предметов, по большей части, им не пригодятся в жизни, надо признать, в какой-то степени они правы, только необходимо понять, что кроме знаний законов  физики, математики и прочего, в процессе обучения образуются навыки мышления. Человек начинает «напрягать мозги» именно в освоении нелегких предметов, и эти навыки мышления самым прямым образом влияют на всю его дальнейшую жизнь. Школьник через них учится думать о сложных вещах в мире, что необходимо в дальнейшем для принятия наиболее правильных решений в определенных жизненных ситуациях.

2. План подготовки для роста мотивации должен быть посильным, но при этом достаточно продуктивным

— Приступая к деятельности нужно разбить основную большую цель на несколько промежуточных. Промежуточные цели необходимо формировать таким образом, чтобы при достижении целей максимально эффективно развивалась мотивация. Для этого они должны быть посильными, но при этом не чрезмерно легкими. Такими, чтобы для их преодоления было необходимо приложить умеренное усилие.

При достижении нескольких промежуточных целей полезно подкреплять успех, позволив себе сделать что-нибудь приятное в награду за свои успехи.

Если деятельность выстроена правильным образом, вы должны со временем ощутить прилив интереса к деятельности. Потребность в сложности и длительности в умеренных пределах начнет расти. И, как следствие, появится необходимость в увеличении нагрузки.

Поэтому интенсивность нагрузки лучше сделать гибкой. В зависимости от желания: либо увеличить, либо сбавить обороты и после, обязательно проконтролировать результат той, или иной поправки. Но не стоит сбавлять и усиливать обороты слишком резко, даже если сильно захочется, иначе нарушится процесс правильно выстроенной деятельности в целом, и появится большой риск провала.

— В моменты когда подготовка по плану неимоверно угнетает, бывает полезно на некоторое время выбиться из графика и отдохнуть. Чтобы затем, со свежими силами, вновь приступить к занятиям. Но не следует делать это слишком часто, иначе это пойдет в ущерб развитию воли и, как следствие, развитию мотивации. В эти короткие редкие промежутки «баловства» могут прийти хорошие идеи реструктуризации некоторых моментов учебного плана, которые можно обсудить с педагогом, делая подготовку более эффективной.

Несмотря на то, что основным развивающим мотивацию топливом служит сама деятельность, это не единственный источник ее подпитки.

3. Положительное отношение к вашей деятельности значимых для вас людей  

— Этими людьми могут оказаться любые понимающие вас люди: родители, друзья, интересующиеся педагоги. Посмотрев на вашу деятельность со стороны, эти люди могут либо разделить с вами успех ваших новых побед, либо дать вам полезные советы по достижению.

4. Содержание курса должно быть выстроено так, чтобы усиливать интерес и удовольствие от разбора очередной темы

— Для того, чтобы таким образом преобразовать курс подготовки, желательно подключить специалиста, который по вашим предпочтениям может правильно составить программу освоения курса с учетом распределения интенсивности и трудности освоения информационной нагрузки.

5. Очень полезен своевременный полноцнный отдых

— Своевременный отдых не менее важен, чем упорная плодотворная работа. Отдыхать от занятий необходимо для восстановления сил и настроя на очередную учебную деятельность. Из отдыха необходимо исключить любую учебную деятельность — голова должна отдохнуть. Лучше послушать музыку, заняться спортом или же провести вечер с друзьями, а затем, уважая себя и чувствуя ответственность, честно приняться за основную работу.

Развитое чувство ответственности является основным критерием взрослости и сформированности личности. Под чувством ответственности имеется ввиду осознание ответственности, ее ценности, причин ее необходимости и искреннее старание поступать руководствуясь этим чувством, а не боязнь выглядить безответственным, или ощутить себя в плохом положении перед другими людьми. Человек должен сам осознанно руководить совим поведением, а чувство боязни это лишь необходимая мера по «донесению» до человека очевидных принципов, которые должен воспитывать в себе человек, чтобы добиться успеха в деятельности и гармонично существовать в обществе.

Не нужно забывать о том, что для развития мотивации, главным образом, служит правильно выстроенный весь целостный процесс подготовки, учитывающий по возможности как можно больше влияющих факторов в их взаимосвязях. И если, зная об этом, уделить должное внимание мотивации, вас непременно ожидает успешное выполнение любой деятельности, при этом не отягощающей вас в процессе ее выполнения: будь то сдача экзамена или же простая тренировка навыков мышления.

Заключение

Все перечисленное, в принципе, можно организовать для себя самому. Однако, для качественного выстраивания процесса обучения с соответствующей мотивацей, лучше обратится к специалисту. Ученик не обладает специфичными знаниями и опытом по организации подготовки к ЕГЭ и не представляет весь курс освоения в целом. К тому же, иногда нужен человек, контролирующий процесс подготовки со стороны. И, если этот человек имеет представление о способностях ученика и может найти соответствующий подход, эффективность значительно возрастает. Поскольку универсальную схему ко всем людям подобрать невозможно, это всегда будет индивидуальный план, который, как правило, адекватнее всего будет составлен совместно с разбирающимся профессионалом в атмосфере открытого доверетельного диалога с учеником и родителями.

Видео на тему «Как побороть лень»

Добавить комментарий