Для начала, если можно, попрошу людей с образованием читая эту статью настроиться к себе критичнее. Потому как во-первых, я и сам включен в эту группу, а во-вторых, грош цена такому образованному человеку, который не раз не ставил под сомнение глубину своих знания и свой подход к любимому делу, поскольку только в этом справедливее всего искать твердую опору для профессионального самоопределения.

Картинки по запросу студентки

После того, как ваше восприятие настроилось дать попытку рассмотреть этот вопрос глубже, зададимся вопросом: что получает будущий педагог пройдя все этапы образовательной системы?

На мой взгляд, в первую очередь, практически любая образовательная система пытается развить будущего специалиста разносторонне, делая акцент на особенно важных и нужных для конкретной специализации предметах. Это не лишено смысла, потому как, только в условиях разносторонности человек обретает способность гармонично существовать и в трудовой, и в социальной жизни.

  1. Следовательно, представление о задачах и целях педагогики у педагога должно быть гораздо шире, чем у людей не имеющих соответствующего образования, но тем не менее учавствующих в образовательном процессе .
  2. Следующий момент не менее важный, но уходящий корнями в ту же причину — методология педагога. Палитра методик у педагога с образованием шире не только в инструментах образования человека, но и воспитания.
  3. Нельзя не опасаясь представить себе человека, знающего только свое ремесло и обучающего ему ребенка, который не имеет хотя бы малейшего представления о процессе взаимодействия с детьми и особенностях функционирования их психики.

Однако человек хорошо представляющий цель, обладающий инструментарием и умеющий взаимодействовать с детьми, сам по себе не гарантирует успешность педагогической деятельности. Знания и умения, какими бы они не были, не имеют особого смысла без целостного их применения в процессе деятельности педагога.

Теперь, очерчивая наш вопрос условиями репетиторства, можно сразу заметить различие в целях этих деятельностей. На первый взгляд цели репетиторства могут показаться более примитивными, по сравнению с общим образованием, но деятельнсть и практика говорят иначе.

Дело в том, что сам процесс взаимодействия в репетиторской деятельности обладает своими особенностями, которые накладывают большой отпечаток, и обязывают расширить представления о целях. Выявить подобные обязательства может только человек, имеющий целостное представление о педагогике вообще.

Речь идет об объективном сокращении дистанции с учеником за счет специфики организации:

  • усиление неформальности обстановки
  • безоценочная, с точки зрения навыков, ситуация
  • расширенное поле вербального и невербального контактов
  • усиленная идентификация с преподавателем и прочие следствия…

Это значит, что на самом деле цель усложняется, потому как делается акцент на воспитании и психологии в педагогике, одновременно с повышенной требовательностью к преподаванию курса. Казалось бы, нет сомнений в том, что необходимо педагогическое образование, но практика показывает об эффективности репетиторства зачастую, именно в случае отсутствия высшего педагогического образования.

В чем подвох?

Вопрос сложный. Множество влияющих факторов, а следовательно однозначно сказать трудно. Однако можно попытаться дать приблизительную оценку происходящему.

На мой взгляд, причина кроется в смещении акцента педагогической деятельности на контакт с учеником, что не типично для методологии и практики традиционного педагогичкого образования. В этом узком коридоре из специфики человек, обладающий хорошими коммуникативными навыками, харизмой и врожденными способностями, может оказаться много результативнее образованного педагога. Ситуация усугубляется, когда за плечами большой опыт работы с группами, особенно на фоне ригидности психики педагога. Но тут нужно быть осторожными, чтобы не начать рассматривать профессиональные деформации, в рамках нашей темы нас это не интересует.

Итак, с одной стороны представляющий всю картину педагог, с другой действующий интуитивно и дающий ощутимый результат репетитор без образования.

Как быть?

Точка соприкосновения находится в умении правильно применять в целостном педагогическом процессе умений и навыков, направленных на развитие цельной личности со стороны педагога, и в ощущении репетитором без образования сопутствующих образовательному процессу целей, которых, как правило, не ставили педагоги перед собой обучая его.

То есть педагогу с образованием нужно приблизиться от ученика к человеку. В то время как педагогу без образования следует пополнить свой инструментарий и расширить конечную цель до главной цели педагогики — формированию личности, способной существовать в гармонии с собой и обществом, тем самым приближаясь от человека к ученику. А так же, для тех и для других в связи с акцентом на контакт с учеником необходимо углубить знания в психологии, для того, чтобы наиболее адекватно справляться с вызовами репетиторской деятельности.

Нужен ли диплом?

Успешность учебного взаимодействия напрямую  зависит от личности педагога. Никакие навыки, никакая коммуникативная способность, никакие знания не справятся с задачей образования, формирования и развития личности человека, без влияния личности педагога. Адекватный учет всех особенностей и глубина понимания предмета деятельности являются сопутствующими орудиями любого дипломированного или не дипломированного педагога, положительно влияющего на детей и полноценно ведущего один из самых сложных взаимодействий — педагогический процесс.

 

Добавить комментарий