Вопрос разделения личностной сферы от профессиональной остается открытым с момента обособления направленной человеческой деятельности в профессиональную. Человеческая деятельность развивается, усложняясь и усложняя отношения человека к себе и себеподобным. Настает время определения внутри себя отношения к тем или иным вещам или обстоятельствам, которые порой нельзя определить однозначно.

Для более менее глубоко анализа взятого вопроса предлагаю возпользоваться следующей моделью понимания человеческой деятельности. Модель заключается в представлении деятельности человека как совокупности выполняемых социальных ролей в определенных ситуациях. Например: когда я еду в автобусе я пассажир, когда я в магазине, я покупатель, когда я перехожу дорогу я пешеход. То же самое и в отношениях с людьми: любое социальное взаимодействие предполагает выполнение определенной социальной роли, не смотря на то, что все эти роли выполняет один человек.

Встает вопрос выделения личности человека из социальных ролей, в которые он обязан играть по факту его принадлежности к обществу. В том числе, основополагающей роли — профессиональной деятельности.

Существует немало деятельностей, в которых возникает множество ситуаций, где человеку необходимо координально разделять личностную сферу и профессиональное отношение, что по своей сути весьма противоречиво, потому как полностью избавится от личностного отношения невозможно. Вследствие чего, данные профессии требуют самоотверженности, неприклонной воли, большой стрессоустойчивости и максимальной объективности принимаемых решений.

Однако ситуаций противоречия личности и профессии тем больше, чем больше личность не соответствует профессиональной роли, не исключая того, что любая профессия в той или иной мере противопоставляется личности. Профессиональная роль должна более менее соответствовать личностным установкам, мотивам, целям, должна в большинстве своем положительно влиять на вас, как на личность, и совершенствовать вас, как профессионала.

В противовес сказанному, существуют деятельности, в которых следует быть аккуратным в разделении личностного отношения от отношения как профессионала. Как правило, это деятельности связанные с длительным и тесным контактом с людьми, с целью положительного психологического/педагогического влияния. Здесь влияние личности на взаимодействующих занимает одну из основных позиций.  Однако, полностью стереть профессиональное отношение некорректно, поскольку теряется цель самого взаимодействия, превращаясь в сугубо межличностное, что в профессиональной деятельности черевато малой результативностью и эмоциональным выгоранием.

Что касается деятельности педагога, то его деятельность напрямую связана с влиянием личности педагога на воспитуемых/обучаемых. Педагог не та профессия, в которой можно отстранится от личностного отношения, строго выдерживая профессиональную роль. Это, лишь необходимая мера в редких ситуациях конфликта личностного и профессионального отношения внутри человека. Если же такие ситуации возникают постоянно на протяжении всей деятельности, следует задуматься о правильности выбора профессии. В противном случае, вследствие больших эмоциональных перегрузок могут возникать сильные профессиональные деформации. Как следствие плохой результативности и большого количества затраченного труда, возникает эмоциональное выгорание. Однако честная позиция педагога по отношению к работе и воспитуемым, включая личностное участие, остается основным инструментом наиболее адекватного воспитательного процесса.

Безусловно, ситуации неполного личностного участия не гарантируют обязательный провал деятельности, но сулит недостаточной эффективностью по отношению к воспитуемым, а также низкой удовлетворенностью от работы для педагога.

Подводя итог, можно отметить важность гибкости мышления при рассмотрении проблематики разделения личности и профессии. Ориентиром в определении должны являться положительные результаты деятельности в совокупности с положительным влиянием профессии на личность, делая труд профессионала оправданным по факту самой деятельности.

 

Добавить комментарий