Общие требования к качественной задаче

Качественные задачи предполагают три основных элемента полного правильного ответа:

  • непосредственно ответ на вопрос задания (например, как изменилась физическая величина, характеризующая процесс или показания приборов);
  • построение объяснения с опорой на изученные физические закономерности или явления;
  • указание используемых при объяснении особенностей явлений или закономерностей.

Среди задач встречаются задания с дополнительными условиями

  • Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (рисунок или схема).
  • Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит к снижению оценки на 1 балл. Наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа дает возможность участнику экзамена получить 1 балл.

Общие требования к расчетным задачам

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: перечисляются законы и формулы);

  • Здесь не следует пользоваться готовыми формулами (например, сразу записывать дальность полета тела брошенного под углом к горизонту или радиус движения заряженной частицы в магнитном поле), а использовать общепринятые законы и формулы (например в решении задачи на движение заряженной частицы в магнитном поле сразу записано уравнение для радиуса траектории частицы вместо второго закона Ньютона, формулы для силы Лоренца и формулы для центростремительного ускорения).
  • Если в записи конечной формулы есть ошибка, то это расценивается как ошибка в записи исходной формулы, а так как формула одна, то решение будет оценено 0 баллов. В случае если записаны три основных формулы и допущена ошибка в одной из них, то работа будет оценена 1 баллом.

II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

  • Следует обратить внимание на то, что это относится только к вновь вводимым в процессе решения величинам, а те, которые указаны в условии задачи, считаются уже известными и описанными.

III) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

  • Нельзя пропускать математические преобразования. Если при переписывании с черновика какие-то части преобразований пропускаются, то нужно иметь в виду, что эксперт должен увидеть основные логические шаги получения окончательного ответа в общем виде.

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

  • После получения ответа в общем виде необходимо провести расчеты, т.е. показать эксперту, какие значения подставляются для всех используемых физических величин. Правильным ответом в задачах по физике считается значение физической величины, т.е. число с единицами измерения.
  • Ошибка в числе или в указании единиц измерения считаются неверным ответом. В этом случае выставляется 2 балла.

В некоторых случаях в обобщенную систему оценивания вносятся изменения

  • В задаче требуется дополнительно сделать рисунок с указанием сил, действующих на тело. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа. Если в рисунке допущена ошибка, то выставляется 2 балла. Наличие только правильного рисунка при полностью неверном решении — 0 баллов.
  • В задаче требуется изобразить схему электрической цепи или оптическую схему. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа. Отсутствие рисунка (или ошибка в нем) при верном решении приводят к снижению оценки до 2 баллов, а наличие только верного рисунка без решения задачи приносит 1 балл.
  • В задании не требуется получение числового ответа. В этом случае в описании полного верного решения снимается требование к указанию числового ответа и вносятся изменения в критерии оценивания на 2 балла.
  • Условие задачи предполагает определение данных по графику, таблице или рисунку экспериментальной установки. В этом случае в описание полного верного решения вносится дополнительное требование к правильности определения исходных данных по графику, таблице или рисунку экспериментальной установки. Ошибка в записи данных приводит к снижению оценки до 2 баллов.
  • В 30 задаче требуется обоснование возможности использования законов (закономерностей) для условия конкретной задачи, за что выставляется дополнительный 1 балл.

Полный правильный ответ независимо от способа решения оценивается максимальным баллом, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению оценки на 1 или 2 балла.Неверный ответ — 0 баллов.

 

Видео на тему «Оформление задач ЕГЭ по физике в 2022 году и за что снимают баллы»

Видео на тему «Оформление задач ЕГЭ по физике »

Я на АВИТО: Перейти на Авито                           

Я на ЮЛЕ: Перейти на Юлу